«Волчихинский детский сад №2» Шверт Татьяна Викторовна, воспитатель
СЕМИНАР ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ «Развитие просодической стороны речи у дошкольников» Картотека упражненийМуниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Волчихинский детский сад №2» Волчихинского района Алтайского края
СЕМИНАР ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ
«Развитие просодической стороны речи у дошкольников» Картотека упражнений
Воспитатель: Т.В.Шверт
с. Волчиха 2023 г. Картотека упражнений
«Поймай хлопок» Дети стоят врассыпную. Они должны среагировать на хлопок педагога и хлопнуть одновременно с ним. Педагог предлагает поймать маленький мячик (цветок, монетку). «Одинаковые и разные звуки» Педагог, находясь за ширмой, приводит в звучание сначала различные, а затем одинаковые игрушки. Ребёнок отвечает на вопрос: «Одинаковые или разные звуки?» «Покажи звук» Ребёнку дают две карточки: на одной изображена короткая полоска, на другой длинная. Педагог бубном издаёт длинные и короткие звучания, а ребёнок показывает карточку, соответствующую длительности звука. «Высоко-низко» Ребёнок идёт по кругу. Воспитатель воспроизводит низкие и высокие звуки (например, на металлофоне, пианино, гармонике). Услышав высокие звуки, ребёнок поднимается на носочки; услышав низкие звуки – приседает. «Заяц – барабанщик» Ведущий – заяц отстукивает ритмический рисунок на барабане, дети – зайчата повторяют ритмический рисунок. «Дирижеры» Педагог произносит серии звуков, слогов и фраз с понижением основного тона. Дети при повторном их воспроизведении педагогом дирижируют палочкой, изображая движение мелодики вниз. «Восклицательный знак» Педагог знакомит детей с графическим изображением восклицательного знака. Показ сопровождается стихотворением: Чудак – восклицательный знак! Никогда он не молчит, Оглушительно кричит: «Ура! Долой! Караул! Разбой!» Затем педагог произносит текст, а дети услышав восклицательное предложение поднимает над головой карточки. «Вопросительный знак» Педагог произносит текст. Дети, когда слышат вопросительное предложение, показывают карточку. «Лесенка» Педагог произносит фразы, а дети переставляют фишку или оставляют на той же ступеньке (в зависимости от повышения или понижения мелодики). «Вопрос – ответ» Дети встают в две шеренги лицом друг к другу: одна шеренга точка «точка», другая –«вопросительный знак». Когда педагог произносит фразу – вопрос, шаг вперёд делают дети с эмблемами вопросительного знака, когда фразу – утверждение – дети с эмблемами точки. «Слушай, думай, называй» Педагог произносит фразы, используя различные средства для выражения логического ударения. Детям предлагается после прослушивания фразы назвать слово носитель логического ударения и указать, как оно произнесено (громко или тихо, быстро или растянуто). «Найди важное слово» Педагог произносит фразы, выделяя голосом слово – носитель логического ударения. Дети составляют модель данного предложения из картинок с изображением субъекта и объекта действия и стрелок. «Кораблики» На столе стоит таз с водой, дети опускают кораблики, набирают воздух через нос и начинают поочерёдно медленно и плавно дуть на парус кораблика. «Укачиваем куклу» Дети стоят, спины прямые; в руках держат кукол, укачивают их, распевая: «а-а-а». «Самолёт» В правой руке дети держат воображаемый игрушечный самолёт. Он то набирает высоту, то плавно опускается, то снова резко взмывает к небу. Движение руки сопровождается тянущимся звуком [а] или [у]. Голос следует за движением самолёта то вверх, то вниз. «Эхо» Педагог показывает картинку, на которой дети в лесу кричат: «Ау». Делятся на две команды. Первая команда громко, но на мягкой атаке кричат: «Ау», вторая (эхо) тихо отвечает: «Ау» (повторять 3-5 раз). «Вьюга» Педагог показывает картинку вьюги. Дети делают глубокий вдох, на выдохе начинают тянуть: «у-у-у». Затем вьюга усиливается, дети увеличивают силу голоса. «Фраза по кругу» Дети, сидя по кругу, проговаривают одну и ту же фразу или скороговорку с различной интонацией. «Назови ласково» Детям предлагается повторить за педагогом фразу с интонацией завершённости, заменив с помощью уменьшительно – ласкательных суффиксов все имена существительные на «ласковые», например фраза образец»У лисы пушистый хвост» должна звучать так: «У лисички пушистенький хвостик». «Просьба» По образцу педагога дети дают друг другу поручения и по результатам выполнения произносят слова одобрения с оценочной интонацией: «Молодец!», «Замечательно сделал!» и т. д. «Построения» Дети встают в шеренгу. Педагог. Обращаясь к каждому ребёнку по имени. Просит назвать того, кто стоит справа (слева) от него. Принимаются только полные ответы, в которых логическим ударением выделены имена детей. «Работа с моделями эмоций» Педагог обращает внимание детей на глаза, брови, рот, схематическое изображение лиц, выражающие различные эмоции. После того как дети научатся определять эмоции по моделям, им раздают карточки и разрезают их пополам поперёк. Детям предлагают найти две подходящие половинки. «Работа со схемами-эмоциями» Схемы-эмоции представляют собой несколько последовательно изображённых моделей эмоций, связанных переходами-стрелочками. Детям предлагают придумать историю. «Мимический диктант» Педагог читает эмоционально окрашенный текст, по ходу которого дети последовательно выставляют карточки-пиктограммы с соответствующими мимическими выражениями и сами воспроизводят их. «Превращение предмета» Предмет кладётся на стул или передаётся по кругу от одного ребёнка к другому. Каждый должен действовать с предметом по своему, оправдывая его новое предназначение, чтобы была понятна суть превращения. «Превращение детей» По каманде педагога дети превращаются в деревья, цветы, грибы, игрушки, животных. «Диалогические скороговорки» Дети делятся на пары и проговаривают диалогические скороговорки. - Расскажи мне про покупки. - Про какие про покупки? - Про покупки, про покупки, про покупочки свои. «Встреча» Упражнение выполняется в паре. Дети идут навстречу друг другу и изображают встречу эмоционально, с голосовым, мимическим и двигательным сопровождением. «Мяч эмоций» Дети стоят по кругу. Педагог, находясь в центре круга, бросает ребёнку мяч и называет одну из эмоций (грусть, радость…). Ребёнок произносит скороговорку с названной интонацией. «Этюды» Этюды могут быть предложены педагогом или сочинены детьми. Темы для этюдов должны быть близки и понятны детям («Ссора», «Встреча», «Радость», «Грусть»). 7 мая 2024 в 15:51
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.