«Волчихинский детский сад №2» Шверт Татьяна Викторовна, воспитатель

Проект «Народное искусство и культурное наследие России»

Подготовили воспитатели:

Шверт, Т.В.

 

 

 

 

 

2022 год

 

 

Не зная прошлого, невозможно понять подлинный

смысл настоящего и цели будущего.

Максим Горький

Введение

Каждый человек является носителем той или иной национальности. Крайне важно чтить традиции и собственные «корни».

Очень важно приобщать детей к культуре своего народа, поскольку обращение к своему отеческому наследию воспитывает уважение к тем местам и той земле, на которой живешь. Важно донести до детей мысль: спустя много-много лет люди помнят об исторических событиях, о культуре своих предков.

Задача педагогов и родителей - как можно раньше пробуждать в растущем человеке любовь к родной земле, с первых шагов формировать у детей черты характера, которые помогут ему стать человеком и гражданином общества.

В основе проекта лежит формирование и развитие познавательного интереса к национальной культуре, воспитание патриотических и гражданских чувств.

Актуальность

К сожалению, в наши дни молодое поколение имеет небольшое представление о культуре своего народа. Молодые люди не вникают в эти проблемы, живут настоящим временем, не думая, что без знания прошлого не будет ни настоящего, ни будущего. Родители, бабушки, дедушки озабочены материальным обеспечением семьи и поэтому основная ответственность по ознакомлению с культурой своего народа ложится на школу и в большей степени на классного руководителя.

Гипотеза

Знакомство с народным искусством – путь к истокам народной культуры, формированию основ патриотизма и личностного самосознания.

Новизна

Данный проект станет эффективным в формировании личности ребёнка, его патриотизма и системного подхода по формированию знаний о народном искусстве и воспитанию у детей младшего дошкольного возраста любви к народной культуре.

Цель проекта: - формирование у детей познавательного интереса к русской народной культуре через ознакомление с народными промыслами и организацию художественно-продуктивной и творческой деятельности, воспитания чувства гордости за свой народ, свои традиции, любви и уважения к истории своей Родины.

Задачи решаемые в рамках реализации проекта:

Образовательные:

Расширить представления детей о многообразии изделий народного искусства.

Развивающие:

Формировать представления о социокультурных ценностях русского народа;

Формировать представление о значимости культурного прошлого для будущих поколений;

Активизировать и расширять словарный запас детей;

Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности средствами народного искусства.

Воспитывающие:

Воспитывать уважительное отношение к труду народных мастеров;

Воспитывать патриотизм и чувство гордости за Отчизну и её культуру.

Объект исследования: Процесс культурного воспитания молодого поколения.

Предмет исследования: духовно-нравственное воспитание дошкольников.

Участники проекта: Педагог, воспитанники старшей группы №1, родители,

Время проведения: 1 раз в неделю.

Тип проекта: познавательный, творческий, нравственно-патриотический.

Вид проекта: групповой.

Срок реализации проекта: январь 2022 г.- май 2022 г.

Этапы реализации проекта:

Организационный этап:

·определение темы, целей, гипотезы, актуальности проекта;

·сбор и анализ материалов по данной теме;

·составление плана реализации основной части проекта.

Основной этап:

·включение в воспитательный процесс духовно-нравственного, историко-краеведческого, социально-патриотического направлений;

·проведение мероприятий по духовно-нравственному воспитанию учащихся;

·включение в воспитательный процесс инновационных педагогических технологий (ИКТ, коллективно-творческое дело, поисковая работа);

·формирование духовности, нравственности, чувства долга, милосердия и толерантности у учащихся.

Заключительный этап:

·подведение итогов проекта: отзывы учащихся, родителей;

·презентация проекта и отчетное мероприятие;

·создание папки «По страницам проекта «Национальное искусство и культурное наследие России»»;

·обобщение опыта над проектом и распространение накопленного материала через сеть Интернет.

 

Этапы реализации проекта

 

Этапы

Мероприятия с детьми

Мероприятия с родителями

Срок реализации

Ответственные

Примечание

 

1этап. Информационно-накопительный

1. Анкетирование родителей

2.Разработка этапов проекта.

3.Разработка перспективного плана работы с детьми.

4.Разработка перспективного плана работы с родителями.

5.Разработка комплекса занятий с детьми.

Январь 2022г.

Воспитатели, родители

2 этап.

Реализация проекта

1.Беседа «Народное искусство России»

2.Просмотр видеофильма «Богатства земли Русской»

3.Д/и «Угадай, какая роспись»

4. Отгадывание загадок

1. Буклет «Народные промыслы России»

Февраль 2022г.

Воспитатели, родители

1. П/и «Гори, гори ясно»

2.Выставка рисунков «Заветы доброй старины»

3.Д/и «Собери посуду»

4. Чтение художественной литературы и фольклора: Р.н.с «Сивка-Бурка»

Март 2022г.

Воспитатели

1.Беседа Праздник чая «Традиции семейного чаепития народов России»

2. Изобразительная деятельность: «Роспись кувшинчиков»

3.П/и «Горелки»

4. Музыкальная деятельность

1.Создание мини-музея «Народные промыслы»

Апрель 2022г.

Воспитатели, родители

Подведение итогов реализации проекта

Май 2022г.

Воспитатели, старший воспитатель

1. Чтение художественной литературы и фольклора: Р.н.с.- былина «Добрыня и змей»

2. Рассказывание стихотворений «Край родной, навек любимый»

3. Выставка рисунков «Русская народная одежда моего края»

4. Русская народная игра «Пчелки и ласточка»

Сентябрь 2022г.

Воспитатели, родители

1. Чтение художественной литературы и фольклора: Р.н.с «Царевна змея»

2.Д/и «Найди лишнее»

3. Знакомство с сельскими достопримечательностями

4. Музыкальная деятельность

1. Организация выставки: «Ярмарка народных изделий»

Октябрь 2022г.

Воспитатели, родители, муз. руководитель

1. Беседа на тему: «Русская игрушка»

2. Знакомство с традициями разных народов. Когда и как отмечаются дни женщин и матерей у разных народов.

3.народная игра: «Огурчики-помидорчики»

4. Изготовление открытки ко Дню матери в традициях Хохломской росписи

1. Фото - выставка «По родным просторам»

Ноябрь 2022г.

Воспитатели, родители

3 этап.

Контрольно-рефлексивный

Подведение итогов реализации проекта

Декабрь 2022г.

Воспитатели, старший воспитатель

 

Ожидаемый результат:

В процессе реализации проекта, учащиеся вовлечены в различные виды деятельности: экскурсии, творческая деятельность, просмотры фильмов, презентаций, что должно положительно отразиться на формировании духовно-нравственного развития ребенка. Дети смогут найти ответы на сложные вопросы, критически мыслить, приобщиться к народной культуре, культуре своих предков самым тесным образом, что поспособствует формированию положительных ценностных ориентаций, объединяя взрослых и детей. Привлечение родителей поможет установить правильный микроклимат в семье, сформировать уважение и чувство долга к старшему поколению.

Дальнейшее развитие проекта:

Все результаты, достигнутые в процессе реализации проекта, предполагается обобщить и сохранить с целью использования для дальнейшей работы в рамках культурного воспитания дошкольника. 

10 января 2023 в 11:45

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.